Руководитель школьного НОУ - Прудко С.В., учитель ИЗО, МХК высшей кв. категории, победитель ПНПО (Лучшие учителя РФ), 2009
ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ К НАУКЕ
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся - это составная часть обучения и воспитания школьников. Очень важно освоить технологии выявления одаренных детей, что бы стало возможным обеспечить реализацию их творческих возможностей, предоставить ученикам школы возможность самореализоваться в различных областях, в том числе в проектно-исследовательской деятельности.
Сегодня практически во всех школах существуют научные сообщества учащихся. Для эффективной организации их работы необходимо учитывать множество нюансов:
- Как учесть индивидуальные особенности, интересы и потребности всех участников научного общества?
- Как выбрать тему проекта, одновременно актуальную, неординарную и посильную для ребёнка?
- Как помочь ребёнку подготовиться к защите образовательного или творческого проекта?
- Как с помощью проектной и исследовательской работы решать текущие образовательные и воспитательные задачи?
На начальном этапе организации проектно-исследовательской работы в школе необходимо разработать программу работы с педагогами, что бы найти ответы на эти и другие вопросы. Дальнейшая работа предполагает работу с учащимися – как индивидуальную, так и работу с целевыми группами: индивидуальное консультирование по отдельным вопросам, обучающие семинары, Круглые столы и пр. И наконец, результатом работы НОУ в течение текущего учебного года, является научно-практическая конференция (НПК).
ЦЕЛИ:
- Воспитание и развитие учащихся, создание условий для их самоопределения, самореализации.
- Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей.
- Формирование творческой разносторонне развитой личности.
- Ориентация учащихся на познание как ценность.
ЗАДАЧИ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ:
- Содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний;
- Развивать у школьников познавательную активность и творческие способности;
- Знакомить школьников с методами и приемами научного поиска;
- Учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию; выявлять и формулировать исследовательские проблемы; грамотно оформлять научную работу;
- Способствовать овладению учащимися искусством дискуссии, выступления перед аудиторией с докладами;
- Содействовать профессиональному самоопределению учащихся через повышения компетентности педагогов в применении технологии выявления одарённых детей.
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ:
- составление программ, разработка проектов и тем исследований;
- выполнение заказов учреждений и организаций;
- удовлетворение персонального спроса участников НОУ на изучение интересующих их проблем;
- участие в экспедициях, олимпиадах, конкурсах, турнирах, выставках;
- проведение семинаров, дискуссий, научно-практических конференций;
- выступления с лекциями, докладами, сообщениями, творческими отчетами;
- встречи с учеными, сотрудниками музеев, архивов;
- экскурсии в ВУЗы, в научные учреждения и т.д.
- посещение музеев, театров, выставок и т.д.
- руководство объединениями по интересам для учащихся второй и третей ступеней школы;
- подготовка творческих работ и их публикация в сборниках, а так же размещение работ учащихся и учителей на школьном сайте.
ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ №91
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Проектно-исследовательская деятельность учащихся - процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию.
1.2. Целью проектно-исследовательской работы учащихся является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.
1.3. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
- формировать интересы, склонности учащихся к проектно-исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований;
- развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и т. п.);
- развивать умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике;
- способствовать мотивированному выбору профессии, профессиональной и социальной адаптации.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
2.1. Руководителями учащихся являются учителя-предметники, педагоги дополнительного образования.
2.2. Направление и содержание проектно-исследовательской работы определяется учащимся совместно с руководителем. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления стратегии развития школы и индивидуальные интересы учащегося и педагога. Тема утверждается Научным Советом школьного НОУ по согласованию с методическим объединением учителей школы.
2.3.Формами отчетности проектно-исследовательской работы учащихся являются: реферативные сообщения, доклады, статьи, стендовые отчеты, компьютерные программы, видеоматериалы, приборы, макеты и др.
2.4. Лучшие работы учащихся (по решению научного общества школы) могут быть поощрены дипломами, ценными подарками, рекомендованы к представлению на конференции, направлены на конкурсы, олимпиады.
3. ВИДЫ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Основными видами проектно-исследовательской деятельности учащихся являются:
- проблемно-реферативный : аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
- аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
- диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состоянии в будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические и социальные прогнозы (в том числе в сфере образования);
- изобретательско-рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;
- экспериментально-исследовательский: проверка предложения о подтверждении или опровержении результата;
- проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта- особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.
4. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
4.1. Актуальность выбранного исследования.
4.2. Качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы.
4.3.Умение использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы.
4.4. Владение автором специальным аппаратом.
4.5.Сформулированность и аргументированность собственного мнения.
4.6. Практическая и теоретическая значимость исследования.
4.7. Четкость выводов, обобщающих исследование.
4.8. Грамотность оформления и защиты результатов исследования.