A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
Средняя общеобразовательная школа №91
г. Перми

Руководитель школьного НОУ - Прудко С.В.учитель ИЗО, МХК высшей кв. категории, победитель ПНПО (Лучшие учителя РФ), 2009 

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ К НАУКЕ

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся - это составная часть обучения и воспитания школьников. Очень важно освоить технологии выявления одаренных детей, что бы стало возможным обеспечить реализацию их творческих возможностей, предоставить ученикам школы возможность самореализоваться  в различных областях, в том числе в проектно-исследовательской деятельности.

Сегодня практически во всех школах существуют научные сообщества учащихся. Для эффективной организации их работы необходимо учитывать множество нюансов:

  • Как учесть индивидуальные особенности, интересы и потребности всех участников научного общества?
  • Как выбрать тему проекта, одновременно актуальную, неординарную и посильную для ребёнка?
  • Как помочь ребёнку подготовиться к защите образовательного или творческого  проекта?
  • Как  с помощью проектной и исследовательской работы решать текущие образовательные и воспитательные задачи?

На начальном этапе организации проектно-исследовательской работы в школе необходимо разработать программу работы с педагогами, что бы найти ответы на эти и другие вопросы. Дальнейшая работа предполагает работу с учащимися – как индивидуальную, так и работу с целевыми группами: индивидуальное консультирование по отдельным вопросам, обучающие семинары, Круглые столы и пр. И наконец, результатом работы НОУ в течение текущего учебного года, является научно-практическая конференция (НПК).

ЦЕЛИ:

  • Воспитание и развитие учащихся, создание условий для их самоопределения, самореализации.
  • Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей.
  • Формирование творческой разносторонне развитой личности.
  • Ориентация учащихся на познание как ценность.

 

ЗАДАЧИ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ:

  1. Содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний;
  2. Развивать у школьников познавательную активность и творческие способности;
  3. Знакомить школьников с методами и приемами научного поиска;
  4. Учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию; выявлять и формулировать исследовательские проблемы; грамотно оформлять научную работу;
  5. Способствовать овладению учащимися искусством дискуссии, выступления перед аудиторией с докладами;
  6. Содействовать профессиональному самоопределению учащихся через повышения компетентности педагогов в применении технологии выявления одарённых детей.

 

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ:

  • составление программ, разработка проектов и тем исследований;
  • выполнение заказов учреждений и организаций;
  • удовлетворение персонального спроса участников НОУ на изучение интересующих их проблем;
  • участие в экспедициях, олимпиадах, конкурсах, турнирах, выставках;
  • проведение семинаров, дискуссий, научно-практических конференций;
  • выступления с лекциями, докладами, сообщениями, творческими отчетами;
  • встречи с учеными, сотрудниками музеев, архивов;
  • экскурсии в ВУЗы, в научные учреждения и т.д.
  • посещение музеев, театров, выставок и т.д.
  • руководство объединениями по интересам для учащихся второй и третей ступеней школы;
  • подготовка творческих работ и их публикация в сборниках,  а так же размещение работ учащихся и учителей на школьном сайте.

 

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ №91

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Проектно-исследовательская деятельность учащихся - процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию.

1.2. Целью проектно-исследовательской работы учащихся является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.

1.3. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

  • формировать интересы, склонности учащихся к проектно-исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований;
  • развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и т. п.);
  • развивать умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике;
  • способствовать мотивированному выбору профессии, профессиональной и социальной адаптации.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

2.1.  Руководителями учащихся являются учителя-предметники, педагоги дополнительного образования.

2.2. Направление и содержание проектно-исследовательской работы определяется учащимся совместно с  руководителем. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления стратегии развития школы и индивидуальные интересы учащегося и педагога. Тема утверждается Научным Советом школьного НОУ по согласованию с методическим объединением учителей школы.

2.3.Формами отчетности проектно-исследовательской работы учащихся являются: реферативные сообщения, доклады, статьи, стендовые отчеты, компьютерные программы, видеоматериалы, приборы, макеты и др.

2.4. Лучшие работы учащихся (по решению научного общества школы) могут быть поощрены дипломами, ценными подарками, рекомендованы к представлению на конференции, направлены на конкурсы, олимпиады.

3.       ВИДЫ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Основными видами проектно-исследовательской деятельности учащихся являются:

  • проблемно-реферативный :  аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
  • аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
  • диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состоянии в будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические и социальные прогнозы (в том числе в сфере образования);
  • изобретательско-рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;
  • экспериментально-исследовательский: проверка предложения о подтверждении или опровержении результата;
  • проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта- особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.

4.       КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

4.1. Актуальность выбранного исследования.

4.2. Качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы.

4.3.Умение использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы.

4.4. Владение автором специальным аппаратом.

4.5.Сформулированность и аргументированность собственного мнения.

4.6. Практическая и теоретическая значимость исследования.

4.7. Четкость выводов, обобщающих исследование.

4.8. Грамотность оформления и защиты результатов исследования.